ПОЗИТИВ 88 Позитивные идеи - позитивные дела. Вопросы и ответы по работе Регионального оператора по обращению с ТКО на территории Славгородской зоны Алтайского края

 

 

Кто такой региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами?

С 1 января 2019 года в Алтайском крае начинает работать новая система обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Реформа обращения с ТКО коснется всех граждан без исключения.

Преобразования будут осуществляться согласно этапам, зафиксированным в Федеральном законе от 24.06.1998 №89 «Об отходах производства и потребления». По новой схеме в Алтайском крае установлено семь зон: Барнаульская, Алейская, Бийская, Заринская, Каменская, Славгородская и Рубцовская, отвечать за которые, будут региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - это юридическое лицо, выбранное по результатам конкурса, проведенного Министерством строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края, для осуществления деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

По итогам конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Славгородской зоны Алтайского края, ООО «ПОЗИТИВ 88» признано победителем.

После подписания с Министерством строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, с 20 сентября 2018 года ООО «ПОЗИТВ 88» (ОГРН 1122209000561, ИНН 2209040841) присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО в Славгородской зоне Алтайского края.

Славгородская зона межмуниципальной системы Алтайского края по обращению с отходами охватывает сельские поселения девяти муниципальных районов (Благовещенский, Бурлинский, Кулундинский, Ключевский, Немецкий национальный, Родинский, Суетский, Табунский, Хабарский) и двух городских округов – Славгородского и Ярового.

Общая характеристика Славгородской зоны межмуниципальной системы Алтайского края по обращению с отходами отражена в территориальной схеме.

Кто должен заключать договор с региональным оператором?

С 01 января 2019 г. региональные операторы приступают к работе. Все граждане, проживающие в многоквартирных домах, индивидуальных жилых домах, а также управляющие организации и иные юридические лица и индивидуальные предприниматели. Жителям многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов услуга может предоставляться либо по прямому договору с региональным оператором, либо по договорам обслуживающих организаций (УК или ТСЖ на основании договора) с региональным оператором.

Типовая форма договора опубликована на сайте регионального оператора и в газете «Алтайская правда». По итогам первого месяца работы региональный оператор направит жителям квитанции на оплату услуги.

Все ранее заключенные договоры на размещение и транспортирование отходов утрачивают силу с 01.01.2019.

Имеет ли право собственник жилого дома, утверждающий, что у него не образуется мусор (или он его вывозит самостоятельно), не заключать договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором?

С даты начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, услуга но вывозу бытовых отходов переходит из «жилищных» услуг в «коммунальные».

Часть 5 статьи 30 Жилищного кодекса РФ говорит о том, что собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (путем непосредственного обращения в офис регионального оператора либо путем полного принятия предложения ООО «ПОЗИТИВ 88» заключить договор, размещенный на официальном сайте регионального оператора и в средствах массовой информации).

Необходимо осознать, что сегодня безотходное хозяйствование - это миф. Куда в таком случае могут бесследно исчезнуть упаковка и тара от ежедневно потребляемых продуктов, используемых хозтоваров, самый элементарный домашний и другой мусор?

Сжигать отходы без специального оборудования, которое очищает выбросы, строго запрещено. Транспортирование отходов на полигон также должно производиться на предназначенных для этих целей и специально оборудованных транспортных средствах в соответствии с федеральным законодательством. К тому же для самостоятельного транспортирования отходов I-IV классов опасности на полигон требуется наличие соответствующей лицензии.

Я не заключил договор с региональным оператором, почему я должен платить?

Региональным оператором на сайте ООО «ПОЗИТИВ 88» в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.

Согласно пункту 8(17) Постановления Правительства РФ от 12.11.2016        № 1156 (далее - Правила), потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8.5 - 8.7 Правил.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8.5 - 8.7 Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Какие отходы относятся к твердым коммунальным, и что запрещено складировать в местах накопления отходов?

Согласно Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» твердые коммунальные отходы (ТКО) — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам так же относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. Кроме того, к твердым коммунальным отходам относятся крупногабаритные отходы. Правилами определено, что крупногабаритные отходы — твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), то есть те отходы, размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах. Исчерпывающий перечень твердых коммунальных отходов указан в Федеральном классификационном каталоге отходов (ФККО).

В контейнерах (иной таре под ТКО) запрещается складировать горящие, раскаленные или горячие отходы, крупногабаритные отходы, снег и лед, осветительные приборы и электрические лампы, содержащие ртуть, батареи и аккумуляторы, медицинские отходы, отходы животноводства и растениеводства, а также иные отходы, которые могут причинить вред жизни и здоровью лиц, осуществляющих погрузку (разгрузку) контейнеров, повредить контейнеры, мусоровозы или нарушить режим работы объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

В сельских населенных пунктах образуется большой объем отходов от животноводства и растениеводства. Можно ли рассчитывать, что региональный оператор вывезет их как ТКО?

Главная задача регионального оператора - обращение с твердыми коммунальными отходами. Но отходы животноводства (навоз и Т.П.), и те, которые образуются от ухода за зелеными насаждениями (ботва и Т.П.), к ТКО не относятся. Соответственно, в сферу деятельности регионального оператора они не входят. Вместе с тем, необходимо отметить следующее:

Законодательство не запрещает юридическим лицам заниматься обращением с иными видами отходов, если они располагают такими возможностями, а также имеют лицензию на деятельность по обращению с отходами I-IV классов опасности. Вопрос их вывоза решается отдельно на договорной основе, стоимость услуги определяется соглашением сторон.

Как будет организован вывоз ТКО в сельских населенных пунктах?

С нового 2019 года услуга по вывозу твердых коммунальных отходов должна прийти в каждый населенный пункт Алтайского края, и даже туда, куда ни разу не приезжал мусоровоз, но это будет сделано по этапам.

В большинстве сельских населенных пунктов Алтайского края (и в частном секторе городов такая же ситуация) никогда не был организован вывоз мусора, а, следовательно, там нет и оборудованных контейнерных площадок.

На первоначальном этапе возможно несколько вариантов организации вывоза ТКО в сельских населённых пунктах, в зависимости от их численности проживающего населения:

Вариант 1: С органами местного самоуправления согласовываются дни и место (а) вывоза твердых коммунальных отходов. Далее мусоровоз приезжает по согласованному графику, а жители выносят в указанное место (а) мешки. /Приносить (складировать) мешки за несколько дней до согласованного времени, будет нельзя, т.к. это нарушение санитарных ном и правил. Приносить мешки надо будет только в обозначенный день.

Вариант 2: С органами местного самоуправления согласовываются дни и время вывоза ТКО. Машина будет объезжать каждую улицу населенного пункта, а жители должны будут выставить специальные пакеты с мусором у своего дома.

Понятно, что эти варианты не самые удобные - и жители, и перевозчики «привязаны» друг к другу, но пока нет контейнерных площадок, такой вариант работы допустим. Если большинству жителей такие форматы будут неудобны, то можно выбрать другой вариант  работы:

Машина будет объезжать каждую улицу населенного пункта, и собирать мусорные пакеты, которые находятся в специальных ёмкостях, расположенных возле каждого домовладения. Под емкостью понимается пластиковый или металлический бак объемом не более 0,3 куб.м. Ёмкость нужна только для удобства и самого жителя, и перевозчика: в обозначенный день, мусоровоз приехал, самостоятельно погрузил всё из ёмкости и уехал!

Куда будут поступать твердые коммунальные отходы?

Региональный оператор руководствуется в своей работе Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Алтайского края, утвержденной Приказом Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края от 14 октября 2016 г. №1783. В ней содержатся сведения о численности населения в населенных пунктах, объемы ТКО. На карту края нанесены схемы вывоза мусора от населенных пунктов с обозначения- .ми мест захоронения ТКО и мусоросортировочных линий.

Как будет начисляться оплата за ТКО и в каком размере?

С 1 января 2019 года услуга по вывозу мусора переходит из категории жилищных в коммунальные. Плата для населения будет рассчитываться не как ранее по квадратным метрам, а исходя из числа постоянно и временно проживающих потребителей в жилом помещении. Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется на основании нормативов накопления отходов, утвержденных решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 19.10.2017 № 215 и единого тарифа на услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 6 декабря 2018 года. № 447.

Единый тариф утвержден в следующем размере:

·         для ТКО IV класса опасности - 920,95 рублей за куб. м, (с учетом НДС) и 767,46 рублей за куб. м, (без учета НДС);

·         для ТКО V класса опасности - 879,49 рублей за куб. м, (с учетом НДС) и 732,91 рублей за куб. м, (без учета НДС).

Какие расходы заложены в едином тарифе на услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами?

В единый тариф на услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами включены расходы на сбор, транспортирование и захоронение твердых коммунальных отходов.

Экономическую обоснованность единого тарифа просчитывает орган исполнительной власти - управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов. Он же утверждает единый тариф региональному оператору.

В коммунальной услуге по обращению с отходами появляется налог на добавленную стоимость (НДС) и плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). Плата за НВОС—гарантия того, что вывезенный мусор будет переработан. Из этих денег планируется формирование фонда, на средства которого будут рекультивированы несанкционированные свалки и произведен рециклинг (переработка) отходов.

Где можно оплатить квитанции?

В любом отделении Почты России, Сбербанке, в кассах приема коммунальных платежей.

Будет ли предоставление компенсаций и субсидий на услугу в сфере обращения с ТКО?

Новая услуга обращения с ТКО будет коммунальной, а это значит, что на неё распространяются все льготы и субсидии. Раньше на услугу «вывоз мусора» льгот не было, т.к. она была жилищной.

Теперь же все категории льготников будут иметь право на получение ежемесячной денежной компенсации за услугу. Компенсация будет дополнительно включена в общую сумму уже получаемой льготниками компенсации.

На получение субсидии могут рассчитывать все категории граждан, чьи ежемесячные расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг превышают установленный для этого процент совокупного дохода семьи. Для каждой семьи размер субсидии будет рассчитываться индивидуально.

Уточнить, каким категориям граждан, и в каком размере предоставляются компенсации и субсидии, можно в местных отделах соцзащиты населения.

Нужно ли заключать договор с региональным оператором, если у юридического или физического лица уже заключен и имеется действующий договор на вывоз ТКО?

В соответствии со ст.23 Федерального закона № 458-ФЗ от 29 декабря 2014 года обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и региональным оператором, а также утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта РФ, но не позднее 1 января 2019 года.

Поскольку с 1 января 2019 года коммунальную услугу по вывозу ТКО будет осуществлять региональный оператор, то и договор необходимо будет заключать с ним. Соответственно, оплата за услугу должна производиться именно региональному оператору.

Договоры, заключенные с иными лицами на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до начала деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Договоры, заключенные после начала деятельности регионального оператора с иными лицами, являются недействительными с момента их заключения, поскольку противоречат требованиям закона.

Что будет с организациями, которые занимались вывозом мусора ?

Транспортирование твердых коммунальных отходов с использованием мусоровозов, не оснащенных аппаратурой спутниковой навигации, допускалось до 1 января 2018 г. Если мусоровозы этих организаций соответствуют необходимым требованиям, оснащены системой ГЛОНАСС, то они могут заключить договор с региональным оператором на осуществление транспортирования ТКО.

Необходимо ли заключение договоров на вывоз мусора садоводческим, или дачным некоммерческим объединениям граждан, гаражным кооперативам?

Между региональным оператором и садоводческими товариществами, гаражными кооперативами должны заключаться договоры на оказание услуг по обращению с ТКО, по причине образования мусора не только в местах постоянного проживания граждан, но и там, где они бывают периодически или сезонно. Садоводческие, дачные некоммерческие объединения граждан, гаражные кооперативы, являются юридическими лицами, а все юридические лица обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором.

Куда обращаться в случаях, когда некорректно сделан расчет платы?

Если плата за вывоз ТКО начислена неправильно, необходимо обратиться в офис регионального оператора или позвонить по телефону, указанному на сайте оператора.

Для корректировки следует представить подтверждающие документы.

Например, если в квартире зарегистрировано два человека, а плата выставлена за трех, то необходимо предоставить справку о составе семьи. В случае, если оказание услуги осуществляется через управляющую организацию, с теми же документами необходимо обратиться в управляющую организацию.

Кто должен содержать контейнерные площадки на территориях многоквартирных домов и проводить на них уборку?

Региональный оператор должен осуществлять уборку контейнерных площадок в момент вывоза мусора. Ответственность за их ежедневное содержание возлагается на собственников земельных участков, на которых они расположены.

Как правило, контейнерные площадки находятся на участках, находящихся в общей долевой собственности МКД, то есть спрос будет с управляющих компаний, ТСЖ или ЖСК. Есть и те, что находятся на муниципальной земле, и отвечать за порядок там будет администрация городского округа (муниципального района).

Для выстраивания четкой работы по вывозу ТКО и контроля за соблюдением чистоты органами муниципальной власти создаются схемы размещения контейнерных площадок и их реестр.

Эти нормы вступают в силу с 1 января 2019 года. Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра уже утверждены Правительством РФ.

Что региональный оператор будет делать со стихийными свалками в населенных пунктах и за их пределами?

В случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:

а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;

б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.

Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, с выставлением счёта собственнику земельного участка.

Какое наказание предусмотрено за организацию свалки?

Складирование мусора в неположенном месте — правонарушение, имеющее серьёзное последствие для экологии. Штрафные санкции за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами определяются на основании Кодекса РФ об административных правонарушениях (ст. 8.2 КоАП РФ):

·         1000 - 2000 руб. - для граждан;

·         10000 - 30000 руб. - для должностных лиц;

·         30000 - 50000 руб. - для предпринимателей без образования юридического лица;

·         100000 - 250000 руб. - для юридических лиц.